logo1

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Шаблоны Joomla 3 тут

Карабут Иван Лаврентьевич, 1914 г.р., г. Николаев

В Отечественной войне участвует с 29.7.41 года по настоящее время. Из рядового летчика за время войны вырос до командира эскадрильи, опытно¬го, мужественного и отважного воздушного воина, понимающего тактику врага и неустанно совершенствуя свое боевое мастерство. Сначала войны тов. Карабут в 210 ближнебомбардировочном авиаполку, летал на самолете Су-2.
За 50 успешных боевых вылетов на самолете Су-2 и за эффективную бомбежку и штурмовку механизированных войск врага 5.11.41 года награжден орденом «Красное Знамя».
29.12.42 года тов. Карабутнагражден орденом «Отечественной Войны 1 степени» за 128 успешных боевых вылетов на самолете Су-2, из них 38 вылетов на штурмовку мотомехколонн, 29 на разведку, остальные на бомбарди¬ровку вражеских переправ, позиций и объектов.
28.05.43 года, товф. [арищ] Карабутнагражден третьей Правительственной наградой - вторым орденом «Красное Знамя», за умелое командование эскадрильей и за лично совершенные 35 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 в трудных условиях борьбы в низовьях Кубани.
Обладая высокой техникой пилотирования, будучи глубоко предан пар-тии Ленина-Сталина и своей Родине, тов. [арищ] Карабут выполнял и выполняет самые сложные и ответственные боевые задания, проявляя при этом стойкость, мужество, высокое умение и отвагу.
29.09.41 года, товарищ Карабут дважды водил группы самолетов Су-2 в составе 7-8, на штурмовку вражеских войск. Действуя смело и решительно, на¬нес большой урон - подавил огонь артиллерийской и минометной батареи, группой истребил до 100 солдат и офицеров. Командир 96 СД, на участке которой действовали эти группы самолетов полковник Шепетов оценил так: «Сегодня 29.9.41 года в 15.00 эскадрильи ваших самолетов производили бомбежку переднего края оборонительной полосы противника перед фронтом 96 СД на участке Зеленый Гай и южнее. По общему отзыву командиров час-тей и красноармейцев, находящихся на переднем крае, действия авиации вы¬ше всякой похвалы.»
5 сентября 1941 года, тов. Карабут трижды водил группы самолетов Су-2 на уничтожение скоплений войск, техники и переправ через реку Донец в р- не Каховки. Своими налетами уничтожено и повреждено: до 15 автомашин, 3 танка, возникло 2 крупных очага пожаров, истреблено свыше 50 солдат и офицеров. Армейский комиссар 1 ранга тов. Запорожец - лично наблюдая действия группы самолетов тов. Карабута, на имя командира полка прислал телеграмму: «За боевые действия летчикам под Каховкой объявляю Благодарность».
17.10.42 года, было замечено скопление вражеских ж.д. эшелонов в рай-оне станции Моздок. Карабут повел группу самолетов в составе 5 Ил-2 на
бомбардировку и штурмовку ж.д. эшелонов. После занятия станции Моздок нашими войсками, командир полка 210 ШАП Гвардии подполковник Зуб, где служил в это время Карабут, путем опроса местных жителей установил размер урона нанесенного врагу. За этот вылет было сожжено: 1 ж.д. [железнодорожный] эшелон с боеприпасами, от него загорелось еще 2 эшело¬на с обозом и разным имуществом, погибло свыше 100 лошадей и истреблено до 120 солдат и офицеров.
Когда весной и летом 1943 года, в низовьях Кубани на земле и в воздухе развернулись ожесточенные бои, товарищКарабут выполнял самые ответственные, в тяжелых условиях боевые задания. Наши войска закрепились на «Малой Земле». Немцы начали предпринимать яростные атаки, чтобы сбро¬сить десантников в море. Летчики штурмовыми ударами по скоплению про¬тивника срывали намерения немцев. На протяжении 5-6 дней товарищ Кара¬бут по 2-3 раза в день водил группы по 5-9 самолетов, успешно выполняя боевые задания. Оценку боевой работы дали сами моряки. Они писали в полк: «Спасибо за работу Ваших Сталинских соколов, они подняли еще выше бое¬вой дух наших бойцов, которые за 5 дней на Малой Земле отбили десятки атак врага и набили их столько, что даже убрать некогда. Зам. Начальника штаба 107 ОСД - майор Лубин».
Ломая «Голубую линию» обороны немцев наша авиация массированны-ми ударами действовала на фронтах. Товарищ Карабут, как один из опытных командиров водил группы в составе 30-45 самолетов. Таких полетов он совершил 6. Несмотря на сложность в управлении такой группой, большой на¬сыщенности огнем ЗА, все задания выполнял хорошо.
26.04.43 года, действуя в районе станции Крымской, Карабут повел группу в 45 самолетов на штурмовку переднего края обороны противника. Задание бы¬ло выполнено хорошо. Летчики получили оценку: «Сегодня летчики свою зада¬чу выполнили хорошо. Маршал авиации тов. Новиков объявил всему летному составу Благодарность. Командир 4 ВА генерал-лейтенант авиации Науменко».
После потери Крымской враг сосредоточил крупные зенитные средства на старой линии обороны. Поставленная задача взломать и эту оборону. Карабут снова ведущий крупных групп штурмовиков наносит удары по укреп¬ленным пунктам. Так 9.5.43 г., совершив успешный боевой вылет и нанеся прицельный огонь по ДЗОТам, было уничтожено и подавлено: 2 минометные батареи, 3 пулеметные точки, взорвано 3 блиндажа противника, чем облегчи¬ли борьбу наземных войск и дали возможность им продвинутся. Об этом пи¬сал генерал-лейтенант Гречко: «Ваши штурмовики хорошо нанесли удар по врагу на участке Горно-Веселый, Ленинское, совхоз Красный Молот, чем обес¬печили продвижение пехоты. Личный состав доволен работой авиации. Воен¬ный Совет Армии объявляет благодарность за точную и хорошую работу. Ко¬мандующий Армии генерал-лейтенант Гречко, член Военного Совета полков¬ник Мальцев».
После третьей Правительственной награды, тов. Карабут совершил 34 ус¬пешных боевых вылета непрерывно нанося удары по отступающему врагу в низовья Кубани и на Тамани.
10 августа 1943 года, тов. Карабут переведен в 7-й Гвардейский ордена Ленина штурмовой авиаполк (ШАП) на должность командира эскадрильи.
За время напряженной боевой работы с 6 сентября по 7 октября его эскадрилья произвела 168 успешных боевых вылетов. Несмотря на трудности, в условиях сильно насыщенного огнем зенитной артиллерии, потеряли толь¬ко один экипаж. За эти вылеты летчики авиаэскадрильи уничтожили и по¬вредили: 1 самолет, 3 танка, 61 автомашину, 4 паровоза, 16 вагонов, 3 цистер¬ны с горючим, 32 орудия разных, 13 минометов, потоплено 2 баржи, взорвано 2 склада боеприпасов, истреблено свыше 500 солдат и офицеров. За это вре¬мя не имелось аварий, поломок или каких либо других происшествий. Кара¬бут заботливо и требовательно воспитывает подчиненных. Он воспитал хо¬роших ведущих - ст. лейтенант Прохоров, ныне командир АЭ, лейтенант Есауленко - командир звена, старших летчиков т.т. Талокина, Букреева, Горя¬чева и других. Он лично за 34 успешных боевых вылета уничтожил и повре¬дил: танков 2, автомашин 18, паровозов 1, орудий разных 5, минометов 5, по¬топил 2 баржи, взорвал склад с боеприпасами, истребил свыше 100 солдат и офицеров. В каждом боевом вылете Карабут проявляет высокое умение, стойкость и мужество.
12.9.43 года, одиночным экипажем Карабут действовал как «охотник», без прикрытия истребителей, штурмовал автоколонну противника по дороге Старотитаровская - Джигинская. Совершив 5 заходов Карубут уничтожил и повредил 6 автомашин, причем 2 загорелись, истребил до 20 солдат и офицеров.
21.9.43 года, будучи ведущим группы 4 самолетов штурмовали автоко-лонну противника в р-не Джигинской. Уничтожили 4 автомашины и до 35 солдат офицеров. Над целью напало 4 Ме-109. Карабут принял бой. Будучи уверен в свое мастерство и в своего воздушного стрелка гвардии старшего сержанта Короткевича он стал прикрывать «хвост» своим ведомым, отсекая истребителей. На его самолет напало 2 Ме-109, он огнем и маневром сумел отбить атаки противника, и хотя самолет получил серьезные повреждения, он привел на свой аэродром и мастерски посадил. Собственными силами в полевых условиях самолет был восстановлен.
24.09.43 года, Карабут повел 4 самолета Ил-2 на штурмовку автоколонн противника. Заданной цели не обнаружил, он вышел на запасную, атаковал катера противника, один из них потопил, а второй серьезно повредил.
7.10.1943 года, Карабут группой в 4 самолета атаковал 5 барж на побережье мыса Аханион. Точным ударом на одной барже возник крупный пожар и начались взрывы. Результаты действия подтвердили истребители сопровожде¬ния - командир АЭ тов. Констанкин, летчики т.т. Карташев, Урлапов (863 ИАП).
За высокие образцы мужества и отваги, за умение бить врага наверняка, воспитание молодых кадров летчиков на опыте боев, за успешно совершен-ных лично тов. Карабут боевых вылетов на самолете Су-2 - 178 и на самолете Ил-2 - 69 - достоин высшей Правительственной награды - присвоения зва¬ния «Герой Советского Союза».

 

Наградной лист: Архив ЦАМО, ф .33, оп. 793756, ед. хр. 20


54030, м. Миколаїв, вул. Наваринська, 16, тел/факс 67-44-06
e-mail: ocpdtarvd@ukr.net
Copyright © 2018 Миколаївський обласний центр пошукових досліджень та редакційно-видавничої діяльності Всі права захищено.